Голосовой зажим – что это и как от него избавиться
Очень часто у вокалистов, особенно у начинающих, проявляется зажатость голоса, невозможность петь в полную силу из-за того, что сильно напрягаются внешние мышцы шеи. Они бывают полезны в некоторых ситуациях, но в непосредственно в процессе звукообразования участия не принимают, только мешая. Когда эти мышцы напряжены, становится крайне трудно управлять голосом, от чего сильно снижается качество звука.
Нашим голосом управляют внутренние мышцы гортани, на которые и нужно ориентироваться при пении.
Чтобы понять, виновны ли в зажатии голоса внешние мышцы, нужно проанализировать свои ощущения во время пения. Если голос кажется зажатым даже на слух, если гортань кажется напряженной чисто визуально, если все время хочется опустить голову и прижать подбородок к груди, если от пения быстро наступает усталость, а голосом трудно управлять – зажатость мышц налицо.
Главная причина такой зажатости, невозможность отвлечься от посторонних мыслей, сконцентрироваться на голосе и пении. Бывает очень трудно не замечать какие-либо внешние раздражители, иногда тяжело воспринимается присутствие слушателей. Порой такие зажимы вызываются тем, что исполнитель боится взять какую-либо ноту из-за сомнений в том, что она получится правильной, безупречной. Здесь очень важно научиться расслабляться, постараться внушить себе, что ошибка, даже если она произойдет, не настолько страшна, как чрезмерное напряжение мышц и быстро возникающая усталость, которая вообще не позволит петь дальше.
Чтобы научиться расслабляться, полезно сначала начинать пение с тех нот, которые поются легко и непринужденно – распеться. Рот лучше сильно не открывать, пусть он будет полуприкрыт. Открыть его чуть шире или немного округлить можно уже на высоких нотах. Смотреть нужно прямо перед собой, дышать стараться ровно, без резких вдохов и выдохов. Очень помогает, например, заткнуть пальцем одно ухо, чтобы услышать себя, как бы, изнутри. Такой способ не только помогает контролировать звук, но и хорошо снимает психологическое напряжение.
Когда голос начинает уходить в верхний регистр, нужно стараться не повышать громкость. Это очень важно для самоконтроля и расслабления. Обязательно нужно прислушиваться к своим ощущениям и стараться зафиксировать, запомнить те, при которых вы чувствуете, что расслабляетесь, что исчезают зажимы и звук получается легким и непринужденным.
Поймав эти ощущения можно переходить от распевки к пению, но ни в коем случае не петь сразу громко. Лучше в полголоса, не напрягаясь, фиксируя и запоминая ощущения. Сила и громкость придут со временем, и чем быстрее вы научитесь расслабляться, тем быстрее добьетесь отличных результатов.