Главная » Статьи » Романс – душа музыки

Романс – душа музыки

23 Июнь 2013

18Если музыку можно назвать настоящей душой поэзии, делающей любое поэтическое сочинение по-настоящему глубоким, то роман с полным правом можно назвать душой самой музыки.

Если говорить о терминологии, то романсом считается вокальное произведение, написанное на лирическое стихотворение небольшого размера. Чаще всего романсы пишут на любовные стихотворения.

Возможно, сами романсы возникли даже раньше, но термин впервые появился в средневековой Испании и обозначал тогда светскую песню. В России первые романсы и подобные им исполнения появились в конце семнадцатого века, а уже в восемнадцатом веке обрели огромную популярность и исполнялись практически всеми. От профессиональных музыкантов до любителей.

Вообще, романс наиболее близок к песне, так как упор в нем сделан именно на вокал, а не на музыкальное оформление, однако различить их все же можно. В романсе слова и музыка связаны очень тесно, но не перекрывают друг друга, а, скорее, дополняют, помогают друг другу, являются равноправными участниками происходящего.

Если говорить о построении романса, то здесь он отличается от песни тем, что его структура не обладает такой четкостью, какой обладает структура песни. В романсе вполне допустимы расширения вокала, легкие отступления от мелодии, несоблюдение тактовой четности. Очень мало можно встретить песен, в которых нет припева. В романсе припев, в большинстве случаев, отсутствует, ведь пишется он на стихи, а в стихах, естественно, припева нет.

И, конечно, главное отличие романса от песни в том, что пишется он только для вокала с аккомпанементом, роль которого чаще всего выполняет фортепиано. Существуют варианты сопровождения романсов целым оркестром, но это, скорее, исключение из правил.

Содержание романса никогда не касается чего-либо кроме лирики. Главный образ романса – любовь и любовные переживания. Исходя из этого, в романсе всегда есть адресат, тот, кому романс посвящен. Иными словами, можно сказать, что романс является частью некоего диалога между двумя людьми. Настроение в романсе, как правило, одно, но оно выражено так глубоко, что слушатели порой открывают для себя весь спектр чувств, слушая один единственный романс.

Способ исполнения романса, его тематика и настроение, сами собой порождают некую интимность и камерность этого жанра. Слыша звуки романса, каждый представляет себе тихую мелодию фортепиано, исполнителя, чаще всего женщину, небольшой круг слушателей, потрескивающий камин и густые сумерки за окном.

Связанные записи