Сопрано
Поговорим о женских голосах. Различают три разновидности женских голосов: контральто, меццо-сопрано, сопрано. В этом статье речь пойдет именно о последнем – сопрано.
Сопрано представляет собой высокий женский певчий голос, у которого рабочий диапазон составляет до первой октавы – фа – ля третьей октавы. Хоть сопрано считается именно женским голосом, но иногда можно встретить и мужское исполнение. Мужским сопрано называют контр тенор, который является самым высоким мужским голосом.
Сопрано – это общая категория, и также, как и тенор подразделяется на некоторые разновидности:
- Драматическое сопрано. Данный подвид подразумевает диапазон: си маленькой октавы – до третьей октавы. Это считается довольно редким голосом, и женщина, обладающая им, может исполнять почти любой репертуар. К примеру, певица Мария Каллас. От остальных драматическое сопрано отличается своей насыщенной силой и яркостью. Женщины с таким голосом обычно играют волевых и сильных личностей с героической судьбой, которые борются за свое счастье, иногда и погибают за это. Пример: «Пиковая дама» — Лиза, «Русалка» Даргомыжского – Наташа. С драматическим сопрано работаю такие исполнительницы, как Ирина Гордей, Ева Мартон, Ева Генсер, Леонтий Прайс и другие.
- Лирическое сопрано. Оно охватывает диапазон: до первой октавы – до третьей октавы. Лирическим сопрано может похвастаться большинство певиц. Это довольно нежный и легкий голос. Пример: «Война и мир» — Наташа, «Евгений Онегин» — Татьяна и пр. Такой голос используют в моменты, когда необходимо показать ласку, нежность и тепло.
- Колоратурное сопрано с диапазоном до первой октавы – фа-соль третьей октавы и выше. В нем необходимость возникает тогда, когда исполняются какие-то виртуозные партии, в моменты необходимости дополнительных украшений. Это также самый высокий и подвижный женский голос. Пример: «Дон-Жуан» — Церлина, «Руслана и Людмила» — Людмила и пр.
- Лирико-драматическое сопрано, с диапазоном – си малой октавы – дотретье октавы. Человек с таким голосом может без проблем исполнять как драматические, так и лирические партии.
- Лирико-колоратурное сопрано, с диапазоном до первой октавы – ми-фа третьей октавы. В отличие от колоратурного, данное сопрано более плотного звучания, но при этом хорошей подвижности. Пример: «Иван Сусанин» — Антонина, «Садко» — Волхова.
Кроме вышеперечисленных существуют и контральто, и меццо-сопрано и многое другое.