Инвенция в музыке
В переводе с латинского «инвенция» — «изобретение», «выдумка». Такое название, а скорее подзаголовок, композиторы 17-18 веков давали своим пьесам, где применяли различные сложные приемы изложения и развития музыкального материала. Данное слово не стало обозначать что-то конкретное относительно музыкальной формы со своими отличительными признаками. Так, С. Бах этим словом назвал небольшие полифонические пьесы, сочиненные специально для своих учеников.
Они представляли собой своего рода упражнения, которые нужны были для того, чтобы овладеть приемами исполнения таких сложных полифонических произведений, как фуг. Композитор название для своих пьес подобрал достаточно точно, поскольку его инвенции действительно полны выдумок, чередований голосов и сочетаний. Баховские инвенции могут играть как опытные мастера, так и юные учащиеся. Весь цикл пьес в изданиях Баха, и 2х-, и 3хголосных, носит название инвенций. Но если быть более точным – оно относится в основном к двухголосным пьесам, а трехголосные уже называются симфонии.
Инвенции Баха – это полифонические пьесы, которые написаны в двух- или трехчастотной форме старинного типа. Но характер и строение их достаточно разнообразное. Если одни инвенции более близки к форме фугетты (фуги), где тема вначале проводится не одноголосно, а в сопровождение свободного голоса, то другие – относятся к жанру прелюдий, дуэтов, вокально-инструментальных арий и старинных танцев.
В баховских инвенциях очень часто используются приемы имитации, а иногда и канонов и двойного контрапункта. Многие инвенции имеют тему, которая сразу сопровождается контр темой, за счет чего композитор может применить во время их повторения вертикальные перестановки. Бах использовал и другие полифонические приемы: обращение тем или их отдельных частей. Таким образом, красота и выразительность музыки инвенции приковывает к себе внимание слушателей, благодаря чему сложность полифонии остается незаметной.
Однако инвенции – это не исключительно упражнения. Это также и яркие художественные произведения, в каждом из которых воплощается конкретное настроение. По словам Баха, при помощи его инвенций начинающий музыкант сможет не только исполнять музыку, но и сочинять ее.
На сегодняшний день инвенция не утратила своего значение. Ее можно встретить в опере австрийского композитора А. Берга под названием «Воццек», а также в фортепианных циклах «Полифонической тетради» Щедрина Р.К. и в «Инвенциях для органов» Тищенко Б.И.