Джаз – музыка на века
Говоря о музыке и ее жанрах, невозможно не вспомнить о джазе. Эта музыка, рожденная на заре двадцатого века на стыке двух грандиозных культур – африканской и европейской, покорила миллионы сердец и продолжает завоевывать все новых и новых почитателей.
В истоках джаза лежит необычная, самобытная африканская музыка, которую нельзя сравнить ни с какой другой. Два основных столпа джаза – регулярная пульсация или бит и отклонение от нее – свинг, одно из самых выразительных средств джаза. Все инструменты, использующиеся при исполнении джаза, даже духовые, трактуются как ударные, ритмические. В пении часты разговорные интонации, и даже игра на инструментах часто подражает речи.
По большей части джаз основан на импровизации, которая грамотно и естественно накладывается на основную линию, продуманную заранее, но, совершенно необязательно записанную нотами. Импровизировать, при этом, могут все участники джазового ансамбля, даже если в нем есть признанный солист. Один из вариантов традиционного джаза предполагает импровизацию на трех инструментах – трубе, кларнете и тромбоне, в то время, как основную мелодию исполняют ударные и бас.
Двадцатые года двадцатого века заложили в джаз основы всех нынешних стилей, в то же время в джазе появилась блюзовая вариация. Джаз используется даже в произведениях классического жанра, симфониях, к примеру.
На стыке двадцатых и тридцатых возник «свинг», ставший. Впоследствии, джазовой классикой. Этот стиль принес новый тип джазового исполнения – орекстр биг-бэнд. Большой оркестр уже не предполагает импровизацию, в нем преобладают аранжировки записанные нотами.
Появилась и сольная импровизация получившая название «квадрат». Эта вариация характерна тем, что ее продолжительность всегда была равна продолжительности мелодической темы и исполнялась с тем же аккордовым сопровождение. То есть, по сути, отражала и повторяла мелодию.
Конец сороковых — начало шестидесятых проходили под знаменем развития двух основных направлений джаза. Первое направление базировалось на использовании классической музыки и концертных форм, со всеми их преимуществами и приемами. Второе направление характеризовалось быстрыми ритмами в сочетании со старыми традициями африканских песен. Тогда джаз стремился освободить импровизацию от привязки к «квадратам» и освоить более сложные и масштабные размеры.
Джаз наших дней не ограничен практически ничем. Он впитывает уже не только европейские и африканские традиции, но и веяния других музыкальных стилей и направлений. Музыканты влияют на творчество друг друга, постоянно открывают новые возможности и скоро джаз придет к тому варианту, который смело можно будет назвать «мировой музыкой».