Дыхание, как главный источник звука
Для людей, которые занимаются вокалом, не является тайной тот факт, что качество звука сильно зависит от того, насколько мы умеем или не умеем контролировать свое дыхание.
Само по себе, наше дыхание, процесс совершенно непроизвольный. Нам не нужно задумываться о том, чтобы сделать вдох или выдох, организм делает все это за нас. Если же мы начинаем пытаться контролировать свое дыхание, то сразу замечаем, насколько сложнее становится это делать. Это происходит потому, что контролируя дыхание сознательно, мы начинаем самостоятельно задействовать мышцы, отвечающие за этот процесс.
В то же время, когда мы дышим «просто так», не задумываясь, в ход идут несколько другие мышцы, которые контролю нашего разума неподвластны. То есть, дыша намеренно, мы сами двигаем мышцы живота или грудной клетки, чтобы сделать вдох или выдох. Когда же мы дышим рефлекторно, мышцы эти двигаются сами по себе, без участия мозга, а значит, на них не действуют ограничения и мышечные зажимы.
Существуют определённые позы, которые на начальном этапе обучения контролю дыхания могут сильно облегчить задачу. Например, в лежачем положении глубина дыхания гораздо интенсивнее, чем в положении стоя или сидя. Если лечь, расслабиться и перестать контролировать свое дыхание, оно станет более глубоким, более рефлекторным, начнет исходить не от разума, а от самого организма. Нужно постараться забыть о таких мыслях, как вдох или выдох, заменив их установками, направленными на пассивное восприятие дыхания. Оно должно само входить и выходить, перемещаться по организму. При этом дыхание идет, как бы, от центра нашего тела, постепенно объединяясь с ним и освобождаясь. А свободное дыхание означает умение расслабляться.
При таком подходе к дыханию, легкие могут вмещать гораздо больший объем воздуха, соответственно, человек может воспроизводить и удерживать большее количество звуков, петь дольше. Глубокое, рефлекторное, расслабленное дыхание снимает мышечные зажимы и позволяет мышцам тела работать не на вдох и выдох, а на поддержание и укрепление воспроизводимого звука.
Если сочетать правильное дыхание с техникой расслабления позвоночника, можно снять нагрузку с поясничных позвонков, которые, в свою очередь, перестанут препятствовать легким в их стремлении вобрать больше воздуха. А больше воздуха означает более сильный и глубокий звук голоса и возможность долго тянуть ноты, не прибегая к дополнительным вдохам.