Руководство по симфониям: Шестая симфония Бетховена («Пасторальная»)
На этой неделе мы рассматриваем «Пасторальную» симфонию Бетховена, которая является его шестой композицией в этом жанре. Сентиментальная мелодия венской местности сильно отличается в центральном развитии от нежной вуали звуков Пятой симфонии и вакханалии в Седьмой.
Но это только потому, что история музыки в частности чаще всего в исполнении композитора становится эпопеей, прогрессом, героической композицией, а его наиболее важные скачки воображения отражаются шумными, агрессивными звуками. Так как Пятая симфония является «агрессивной» стороной личности Бетховена — Бетховена, как всепобеждающего героя — в то время как Пасторальная симфония является своего рода музыкально-биографическим описанием. И независимо от ее достоверности, образ Бетховена как любящего природу оказался гораздо менее заманчивой идеей для историков чем Бетховена, штурмующего ворота революции в блеске славы, как он это делает в конце Пятой симфонии.
Тем не менее, Бетховен написал эту Фа-мажор симфонию в тандеме с Пятой. В декабре 1808 года состоялась премьера чрезмерно амбициозного концерта. Я думаю, что обе эти музыкальные фигуры эксперименты симфонического многообразия, которые развивают совершенно разные музыкальные границы до предела. Осознание того, что Бетховен сочинял симфонии и в то же время стремился одновременно озадачить и поразить — это доказательство того, что существует не только один Бетховен. С одной стороны, есть хмурый человек, разжигающий музыкальную революцию и демонстрирующий своих внутренних демонов через минималистское сжатие до белого каления и энергии. А с другой, есть композитор, который предпочитает понежиться в музыке, похожей на пение птиц, у которого есть время, чтобы позволить своему воображению течь и лететь, не сковывать его ограничениями формальной конвенции или симфонической краткости (это как раз о Пасторальной симфонии). Пятая и Шестая симфонии разные, но они составляют две стороны односторонней монеты.
Но вместо любых других метафор, я хочу показать, как Бетховен создает новый вид симфонической риторики в Пасторальной симфонии, которая открывает целую вселенную, в которой мы замечаем скорее убаюкивающее повторение, чем телеологическое развитие, которое определяет структуру, узоры, преемственность и нарушения естественного мира(наиболее сильный шторм музыки в четвертой части Пасторальной симфонии превращается в дискурс пятого движения композиции).