Роль музыки в жизни ребенка
Музыкальное искусство, прямо и сильно оказывает влияние на человека уже с первых лет его жизни, и занимает непосредственно важное место в общем его культурном развитии. Музыка – это постоянный спутник для человека по жизни. Как выражался Стендаль, она является единственным искусством, которое умеет проникать в человеческое сердце так глубоко, что позволяет изображать даже переживания дум.
Многие музыковеды, композиторы и писатели неоднократно отмечали, что работу по музыкально-эстетическому воспитанию следует вести систематически, что оно должно входить в ту деятельность составной частью, которую ведут педагоги по воспитанию гармонического развития человека. В данном процессе особенное значение имеет музыкальная работа с детками. Это, своего рода фундамент, без которого в массах музыкальная пропаганда никогда не будет давать эффективных результатов. В настоящее время уровень музыкальной культуры среди подрастающего поколения во многом зависти от решения проблем нравственного и эстетического воспитания и образования.
Музыка – это великий источник духовного и эстетического наслаждения, поскольку она сопутствует человеку на его пути в жизни и вдохновляет его. Бодрая, радостная и героическая музыка обладает способностью поднимать настроение, повышать работоспособность и возбуждать человека. А лирическая и спокойная – успокаивает, снимает напряжение и устраняет взволнованность, усталость.
Согласно термину Д.Б. Кабалевского, музыка и связанная с нею деятельность может вызвать в ребенке особенные потребности и желание общаться с нею, а по мере его возможности и рассуждать о ней. В процессе данного рода воспитания у ребенка особенно успешно формируется нравственный облик. Дети уже в дошкольном возрасте чувствует всю выразительность мелодичных интонаций и насыщенность слов и музыки.
Музыкальные занятия очень хорошо влияют на общую культуру детского поведения. Во время прослушивания различных произведений, игры или других занятий каждый ребенок воспитывает в себе определенный порядок, быстроту реакции, организованность и внимательность по отношению к другим. Все это воспитывает культуру общения, коллективизма, поведения, то есть создает все условия для того, чтобы формировались нравственные качества личности ребенка.
В современной психологии дошкольника выделяют три формы мышления: наглядно-образная, наглядно-действенная и понятийная. Такие формы мышления проявляются в любой практической деятельности детей, в том числе и музыкальной. Происходит обогащение детей представлениями о природе, об обществе, быте и традициях. Музыка оказывает также влияние и на процесс физического совершенствования ребенка. Музыка –это вечный учитель!